Обзор важных изменений законодательства за январь 2022
- С 1 января Росстат принимает только электронные отчеты
- Опубликовали изменения правил подачи бухотчетности для информационного ресурса
- ФНС обновила форму сообщения об участниках иностранной организации
- ФНС утвердила форматы электронных транспортных документов
- Могут установить ответственность за расчеты криптовалютой и ввести новые запреты
- Минфин России выпустил рекомендации по аудиту годовой бухотчетности за 2021 год
- Минфин России обобщил случаи обязательного аудита бухотчетности за 2021 год
- Для сдачи электронной формы 4-ФСС за I квартал 2022 год нужно применять новые пороги по численности персонала
- С 1 января 2023 года Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования будут объединены в единый государственный внебюджетный Социальный фонд России
- С 1 января Росстат принимает только электронные отчеты
-
Подавать документы можно будет по ТКС или на электронном носителе. Нужно руководствоваться положением о сдаче статотчетности.
Комментарий КСК ГРУПП:
Напомним, еще с 30 декабря 2020 года статданные нужно было представлять в электронном виде. Исключение сделали для субъектов МСП. Однако органы статистики временно принимали бумажные отчеты и у других респондентов. С 1 января 2022 года они перестанут это делать.
- Опубликовали изменения правил подачи бухотчетности для информационного ресурса
-
Из Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ о бухучете исключают перечень особых случаев, когда юридические лица не сдают отчетность в ресурс бухотчетности (ГИР БО).
Комментарий КСК ГРУПП:
В прежней редакции такой список утверждало Правительство. Теперь оно может определять ситуации, когда доступ к информации из реестра ограничат. Ранее освобожденные организации станут подавать отчетность с документов за 2022 год.
Также закрепляют срок для подачи исправленной отчетности - не позже 31 июля года, следующего за отчетным. Если отчетность утверждают после этой даты и документы нужно скорректировать, срок другой – в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения, но не позже 31 декабря года, следующего за отчетным. Такой порядок действует с 30 декабря.
- ФНС обновила форму сообщения об участниках иностранной организации
-
ФНС утвердила новую форму сообщения, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде. Эту же форму для иностранной структуры без образования юридического лица заполняют по учредителям, бенефициарам и управляющим.
Новшества действуют с 10 января 2022 года.
Комментарий КСК ГРУПП:
Если сравнивать с прежней формой, можно выделить такие изменения:
- в названии формы больше нет ссылки на нормы налога на имущество организаций;
- в сведениях о физлице – участнике иностранной организации убрали поле «Пол»;
- скорректировали листы Е, Ж и З со сведениями об организациях и физлицах при подаче отчетности иностранными структурами. Во-первых, изменились названия листов. Во-вторых, появились новые поля, например «Публичная компания»;
- добавили 2 новых листа: сведения об иностранной структуре для случая, когда форму подает такая структура, и раскрытие порядка участия публичной компании или физлица в иностранной структуре, если есть косвенное участие.
- ФНС утвердила форматы электронных транспортных документов
-
С 9 января 2022 года действуют форматы таких документов:
- транспортная накладная;
- сопроводительная ведомость;
- заказ-наряд.
Комментарий КСК ГРУПП:
Обращаем внимание, что с 1 марта 2022 года нужно применять обновленную форму транспортной накладной. Как и в случае с форматами, правила действуют до 1 сентября 2026 года.
- Могут установить ответственность за расчеты криптовалютой и ввести новые запреты
-
20 января Центральный Банк России опубликовал доклад на тему «Криптовалюты: тренды, риски, меры». Предметом доклада являются криптовалюты (необеспеченные криптовалюты и стейблкойны) – цифровые валюты в соответствии с российским законодательством, а также цифровые финансовые активы, которые могут использоваться в иностранной юрисдикции для платежей (денежные суррогаты).
Объем сделок российских граждан с криптовалютами, по некоторым оценкам, достигает 5 млрд долл. США в год. Российские граждане являются активными пользователями интернет-платформ, осуществляющих торговлю криптовалютами. Кроме того, Россия находится в числе лидеров по объему мировых майнинговых мощностей.
Глобальный подход к регулированию криптовалют пока окончательно не сформирован, во многих странах деятельность по обращению криптовалют находится в «серой» зоне, но в целом можно отметить тренд на ужесточение регулирования:
- Ряд стран уже ввел запрет на использование криптовалют (прежде всего Китай) или планирует ввести такой запрет (например, Индия), некоторые страны (например, Китай, Иран) установили также запрет на осуществление майнинга.
- Некоторые страны разрешают работу криптовалютных бирж, но планомерно ужесточают к ним требования в части ПОД/ФТ и т.д.
- Ведущие регуляторы публикуют предупреждения для потребителей о высоких рисках инвестирования в криптовалюты.
- В странах, где стейблкойны используются как альтернатива инвестиционным фондам, регуляторы сосредоточены на устранении данного арбитража.
Банк России планирует совершенствовать систему регулярного мониторинга операций с криптовалютами, в т.ч. проводить совместную работу с финансовыми регуляторами стран, в которых зарегистрированы криптобиржи, чтобы получать информацию об операциях российских клиентов на зарубежных рынках криптовалют.
В последние годы Банк России и центральные банки многих стран активно внедряют системы быстрых платежей, которые отвечают потребностям граждан и бизнеса в мгновенных расчетах. Также многие центральные банки, в т.ч. Банк России, разрабатывают собственные цифровые валюты (ЦВЦБ) – новую платежную инфраструктуру, которая позволит гражданам, бизнесу и государству осуществлять мгновенные операции с минимальными комиссиями. Таким образом, те преимущества криптовалют, которые делают их привлекательными как платежный инструмент в операциях, не связанных с отмыванием средств и прочей криминальной деятельностью, а именно быстрота, удобство, относительная дешевизна, можно реализовать и они уже реализуются через создание и развитие систем быстрых платежей, а в дальнейшем – еще и национальных цифровых валют.
Возможности криптовалют как инвестиционного инструмента более эффективно могут быть в дальнейшем реализованы благодаря использованию цифровых финансовых активов, выпущенных в соответствии с Федеральным законом от 31.08.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые являются инновационным инвестиционным инструментом и, в отличие от криптовалют, обеспечивают защиту инвесторов.
Комментарий КСК ГРУПП:
Центральный Банк России хочет ввести запрет российским организациям:
- принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой;
- на майнинг, организацию выпуска, оборота и обмена криптовалюты, установить ответственность за его несоблюдение. Это касается криптобирж, P2P-платформ, криптообменников и др. Нарушителей станут выявлять, а операции по купле-продаже криптовалюты за обычные деньги – блокировать.
Финкомпаниям могут запретить:
- инвестировать в криптовалюты и связанные с ними инструменты;
- использовать российских посредников и финрынок, чтобы проводить любые операции с такими валютами и помогать их совершать.
- Минфин России выпустил рекомендации по аудиту годовой бухотчетности за 2021 год
-
Минфин России 26 января 2022 года выпустил рекомендации для аудиторов, которые включают четыре раздела:
- Влияние ситуации, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции.
- Осуществление аудиторских процедур.
- Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности.
- Отдельные вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями.
Комментарий КСК ГРУПП:
Большая часть рекомендаций посвящена сложившейся эпидемиологической ситуации и тому, что она продолжает оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности.
Также Ведомство вновь подчеркнуло, что обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. вправе проводить исключительно аудиторские организации и сделало акцент на следующих вопросах:
- как определять лимит стоимости основных средств для ФСБУ 6/2020?
Лимит необходимо устанавливать для отдельного актива, а не их группы. Напомним, можно не применять ФСБУ 6/2020 для объектов со всеми признаками основных средств, стоимость которых ниже лимита; - как учитывать запасы при переходе на ФСБУ 5/2019 перспективно?
По объектам, которые отражали как запасы и отпустили в производство до 1 января 2021 года, можно применять старые способы ведения бухучета. То есть те, которые выбрали до перехода на стандарт. - Как вести аналитический учет затрат на НИОКР?
Необходимо разделять информацию о затратах на стадии исследования и стадии разработок. Организация сама относит затраты к этим стадиям. Можно использовать ГОСТ Р 58048-2017 или правила предоставления поддержки.
- Минфин России обобщил случаи обязательного аудита бухотчетности за 2021 год
-
27 января 2022 года на сайте Минфина России разместили перечень случаев, когда аудит бухгалтерской отчетности обязателен. По сравнению с прошлогодним в нем появились новые пункты:
- Оператор инвестиционной платформы;
- Лицо, привлекающее инвестиции с использованием инвестиционной платформы, - юридическое лицо, существующее более одного года, с привлекаемыми инвестициями в размере более 60 млн. руб.;
- Фонд, созданный субъектом Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных несостоятельными (банкротами) перед участниками долевого строительства;
- Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
- Акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства»;
- Московский фонд реновации жилой застройки;
- Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- Отличная от указанных в перечне эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанная раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ.
Комментарий КСК ГРУПП:
Если ваша компания подлежит обязательному аудиту, предлагаем максимально использовать его. По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.
- Для сдачи электронной формы 4-ФСС за I квартал 2022 год нужно применять новые пороги по численности персонала
-
10 января вступили в силу положения ФЗ от 30.12.2021 №474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с которыми, страхователи, у которых:
- численность физических лиц за предшествующий расчетный период превышает 10 человек, или
- вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает такой предел в 10 человек,
Должны представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком, в электронной форме.
Комментарий КСК ГРУПП:
Новые правила нужно применять к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года. То есть первый раз новый лимит будет действовать при подаче расчета 4-ФСС за I квартал текущего года.
- С 1 января 2023 года Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования будут объединены в единый государственный внебюджетный Социальный фонд России
-
28 января 2022 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован пакет законопроектов, предусматривающий объединение Пенсионного фонда России и Фонд социального страхования в единый государственный Социальный фонд России.
Из проекта закона «О государственном внебюджетном фонде "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации"» следует, что новой структуре будет присвоен организационно-правовой статус внебюджетного фонда.
В качестве его учредителя будет выступать правительство, в качестве собственника имущества — Российская Федерация. Координировать работу фонда будет Министерство труда России, в структуре управления появится Наблюдательный совет, в который войдут представители работодателей и профсоюзов.
Основной предпосылкой для объединения фондов в одну организацию является запуск единой цифровой платформы в сфере социальной защиты. Она будет использоваться для предоставления россиянам большинства социальных услуг в режиме «одного окна». Объединение также предполагает унификацию отдельных положений тарифной политики.
С 1 января 2023 года Министерство труда России предлагает перейти к единой базе при расчете отчислений работодателей на пенсионное и социальное страхование. Это, по прогнозам ведомства, позволит увеличить размер ряда социальных страховых выплат в полтора раза к 2025 году. Кроме того, ведомство планирует распространить обязательное социальное страхование на работающих по гражданско-правовым договорам — сейчас работодатели платят за них взносы только в ПФР.
Комментарий КСК ГРУПП:
На текущий момент текст законопроекта не содержит положений, предусматривающих увеличение/уменьшение существующих тарифов по обязательному пенсионному страхованию (по общему правилу – 22%) и по обязательному социальному страхованию (2,9%). Предполагается, что все социальные взносы надо будет платить единым платежом по тарифу 24,9%.
Эксперты КСК ГРУПП следят за изменениями в законодательстве и предлагают помощь в адаптации текущих бизнес-процессов к нововведениям.
Поделиться